Семейное образование

Семейное образование - форма получения образования в семье, организованная и осуществляемая родителями (законными представителями) несовершеннолетнего в соответствии с государственными образовательными стандартами.

В соответствии п.1 ст.10 закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1
  «Об образовании» семейное образование относится к формам получения образования вне образовательного учреждения.

 Правомерно ли указывать в уставе образовательного учреждения данную форму образования?

Требования к уставу образовательного учреждения регламентируются ст.13 закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и не предполагают обязательного включения в устав указания форм освоения образовательных программ в образовательном учреждении.

Каковы действия родителей при выборе для ребенка обучения в форме семейного образования?

В связи с тем, что освоение общеобразовательных программ в форме семейного образования происходит вне образовательного учреждения, аттестация обучающегося в соответствии с п.3 ст.50 закона «Об образовании» осуществляется в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.

Порядок получения образования в форме экстерната определен Приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 № 1884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната».

Заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна подается руководителю общеобразовательного учреждения совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина.

Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие освоение общеобразовательных программ: справка об обучении в образовательном учреждении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего; справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждении; документ об основном общем (неполном среднем) образовании.

Кроме того, могут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств.

При отсутствии вышеназванных документов (у иностранных граждан, в случае утраты документов, обучения в форме самообразования, обучения за рубежом) установление уровня освоения общеобразовательных программ осуществляется в порядке, определяемом уставом данного общеобразовательного учреждения.

Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением. Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации не может быть менее трех месяцев до ее начала.

 Каков порядок промежуточных и итоговых аттестаций при семейной форме обучения?

Данный порядок регулируется п.3.1-3.7 Приказа Минобразования РФ от 23.06.2000 № 1884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната».

 Как осуществляется финансирование семейного образования?

В соответствии с п.6.1, п. 6.5 и п. 8.1 ст.29 закона «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится:

6.1. обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

6.5. финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений;

8.1. обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (включая подготовку лиц, привлекаемых к проведению единого государственного экзамена, организацию формирования и ведения региональных информационных систем, обеспечение хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельств о результатах единого государственного экзамена, обработку и проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, а также обеспечение ознакомления участников единого государственного экзамена с его результатами и аккредитацию общественных наблюдателей);

В связи с тем, что освоение общеобразовательных программ в форме семейного образования в соответствии с п.1 ст.10 закона «Об образовании» осуществляется вне образовательного учреждения финансирование данной формы получения образования не предусматривается.

Согласно п. 1.2 и п. 2.5 «Положения о получении общего образования в форме экстерната» экстерн имеет право пройти промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию; получать необходимые консультации (в пределах 2-х учебных часов перед каждым экзаменом); брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения; посещать лабораторные и практические занятия; принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.